«Наши границы» или «Мои границы»?

Вы когда-нибудь обращали внимание: как люди говорят о себе и о своих близких? Например: «Мы любим есть утром манную кашу!!! Встаем рано, одеваем штанишки, кофточку и сразу бежим к телевизору)))». Или: «Нам нравится смотреть одни и те же фильмы, слушать одну и ту же музыку, даже мысли иногда приходят в голову одинаковые!!!» « Я знаю как тебе нужно вести себя, сегодня ты оденешь это синее платье; немедленно одень шарф, а не то заболеешь, я знаю».

В первом случае речь идет не о целой группе детского сада, а всего лишь рассказ молодой мамочки о том, как проходит утро ее ребенка. Во-втором, о влюбленных, рассказ одного из них о своих ощущениях, мыслях. Третий пример о сверх заботливой матери и, как правило, о великовозрастном дитя лет этак …. после восемнадцати.

Забавно, правда? А это всего лишь эффект эмоционального слияния двух людей, исчезновения границ между ними. Причем физические границы остаются на месте, а вот размываются, так называемые, психологические границы личности. Это не хорошо и не плохо. В определенные возрастные периоды это просто жизненно необходимо и важно, а в другие - может очень тяжело переносится одним из партнеров, иногда «вредить ему» - снижать социальную активность, адаптированность в обществе, будет поддерживать социальную незрелость (когда человек ведет себя как более младший по возрасту).

Что же такое психологические границы личности. По сути психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем нет, то есть «Я» как отдельное от других.

Наши психологические границы начинают формироваться уже в раннем возрасте. Только ребенок до года еще не выделяет себя из окружающего мира. Малыш воспринимает себя скорее как часть мамы, которая заботится о нем. Поэтому первый год жизни очень важен для ребенка: чувство безопасности, тепла, заботы и любви закладывают основы уверенного в себе, умеющего доверять и любить других, самодостаточного человека в будущем. В год происходит чудо: ребенок отделяет себя физически и психологически от мамы и начинает понимать, что он существует отдельно. Помните эти забавные игры: « А где у Леши носик? Вот – он! А где у мамы носик? Вот – он! А где мама? Вот – она! А где Леша? Вот – он!» ( Леша рукой показывает все, что просит показать мама). И нет конца восторгам малыша! Ура - вместе с физическими границами сформировались и, собственно, психологические!

Вообще можно сказать, что наши психологические границы продолжают формироваться и изменяться всю нашу сознательную жизнь и в разных ситуациях: постепенное взросление, выбор учебного заведения, поиск работы, адаптация на новом рабочем месте, выстраивание отношений взрослых детей с родителями, формирование границ в молодой паре и иак далее.

 

Злата Кокина, психологв СПб + 7 911 701 95 35

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Дипломы: АВС 0795010 от 32.06.1998 г., ПП № 575835 от 20. 06. 2003 г.

ст. м. Чернышевская, ул. Захарьевская, д.29

Задать свой вопрос

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.